Что влияет на отношение в семье между супругами (часть 5)

ребНе важно какой по счету ты ребенок в семье, важно то, каким человеком ты вырос.

Сегодня поговорим о позиции Единственного ребенка в семье.

  • Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных».
  • Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно хорошо учится в школе.
  • Очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни и испытывают большие трудности в отделении и самостоятельной жизни.
  • Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве.
  • Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, часто ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру (например, жена, бывшая единственной дочерью и муж, имевший младшую сестру). Браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье, имеют наихудший прогноз.
  • При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

Личностные особенности

  • Единственный ребенок обладает свойствами как старшего ребенка, так и младшего. Единственный ребенок очень часто наследует черты характера родителя того же пола.
  • К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма.
  • Не все единственные дети похожи, однако у них больше общего друг с другом, чем с детьми из больших семей. Как правило, единственные дети узнают друг друга издалека. Если единственный ребенок пришел на праздник, и там есть еще один единственный ребенок, то пройдет совсем немного времени и  они обязательно познакомятся. Тоже самое, происходит между друзьями, коллегами, и с партнерами по браку. Чаще всего они выбирают  в супруги  единственного ребенка и рожают тоже одного ребенка.

детиСогласно исследованиям Тоумена [Тоman, 1976] для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье. ИТАК…

  • Если мужчина вырос среди мальчиков (братьев), женился на женщине, которая росла среди женщин (сестер), то между ними тоже может возникнуть КОНФЛИКТ ПОЛОВ. Они не понимают  языка друг друга и рискуют остаться неуслышанными, предъявляя друг другу повышенные требования. Поведение может разочаровать. Мальчик, который рос в окружении братьев и никогда не видел, как ведет себя девочка, только что вставшая с постели утром,  может быть разочарован так же как девочка, выросшая среди сестер, увидев как ее возлюбленный плачет в кино или обнаружив, что его торс не такой загорелый и накаченный как у мужчин на журнальных фото.
  • Если два старших или единственных ребенка женятся, то между ними возникает КОНФЛИКТ РАНГОВ, ведь оба привыкли, что именно он лучше всего справляется с любым делом. Особенно будет тяжело паре из двух старших детей, если жена окажется прилежной старшей сестрой, которая всегда поторопится рассказать, как лучше мужу выполнять его работу и постарается контролировать процесс. Если супруги-старшие дети, сталкиваясь на кухне, всякий раз ссорятся, то можете не сомневаться, что это тот самый конфликт рангов. Старшим проще строить отношения с младшими или договориться о разделении функционала.
  • Браки, сопряженные конфликтом рангов и (или) полов, не обязательно обречены на провал. Просто супруги должны научиться понимать причины возникновения конфликтов и осознавать, что им придется жить иначе, чем супруги дополняющие друг друга.

Поэтому…

  • Старшей сестре брата в браке будет во всех отношениях проще с младшим братом сестры.
  • Старшему брату сестры лучшей женой станет младшая сестра брата. Они оба будут говорить на одном языке, они давно знают, как быстрее достичь цели.
  • Если в брак вступают два младших ребенка, то есть риск, что у них в холодильнике, всегда будет пусто, и всякий раз открывая его дверь, они будут удивленно и обиженно смотреть друг на друга.
  • Младший брат старшей сестры отлично знает, как добиться своего в отношении с женой — старшей сестрой. Он тренировался все детство и достиг таких результатов, что, когда он просто обращается к ней за помощью, она чувствует себя польщенной. Он знает, как дать ей почувствовать себя нужной и незаменимой.
  • Средние наиболее гибкие, в том числе это распространяется на выбор партнера. Число комбинаций здесь бесконечно, так как у них есть  опыт общения, как со старшими, так и с младшими и сами они пробовали себя в разных ролях. Например, у девочки, которая выросла со старшим братом и младшей сестрой, и старалась подражать брату, брак будет удачным с партнером-старшим братом. Но если они с братом псевдоблизнецы (разница меньше 2 – х лет),то она вполне может обойти его и стать функциональной старшей сестрой. В этом случаи она выберет себе в партнеры младшего ребенка, а ее брат, который был старшим только на бумаге, выберет в партнеры старшую сестру.

Таким образом, большинство из нас к  моменту  создания семьи  успевают отлично выучить свою роль и никому не хочется переучиваться  только потому, что мы женимся или выходим замуж.

Вообще-то  мы и не переучиваемся. Мы гораздо умнее и часто неосознанно выбираем  партнера, который дополняет нас, то есть занимает ту  же сиблинговую позицию, что наш брат или сестра. Тем самым мы так же неосознанно избавляемся от никому  ненужных конфликтов.

А теперь итоговый практикум:

  • Прочитайте еще раз цикл статей на тему Что влияет на отношение в семье между супругами (части 1-5).
    • Оцените по шкале от 1 до 10 где вы были до получения информации и где сейчас. Можно знать и понимать, но не делать – нет осознания.
    • Поделитесь в комментариях ответами на вопросы:
  • Что нового вы узнали и поняли для себя?
  • Что вы намерены делать в отношениях после полученной информации?
  • Как вы можете перезагрузить отношения с точки зрения поученной информации. Какие шаги предпримите.

 

 

Поделитесь с друзьями:

Опубликовать в Одноклассники

Написать ответ