Что влияет на отношение в семье между супругами (часть 4)

три сынаЭто настоящая драма – сперва быть младшим, балованным и любимым, и потом превратиться в среднего, которого и не балуют, как маленького, но, вместе с тем, и не разрешают того, что положено старшему. Плюсы в позиции среднего есть: его не сковывают завышенными ожиданиями, как первенца, и не терроризируют опекой, как младшего.

Позиция в семье – Средний ребенок

«Средний бы и так и сяк…»

  • Как мы знаем из сказок, «средний был и так, и сяк», а еще отец подарил ему осла, неинтересного осла, непохожего ни на волшебника-Кота в сапогах, ни на добротную крепкую мельницу. Про средних детей в сказках обычно пишут как про приложение к старшим, и, что хуже, иногда их так воспринимают и в семье.
  • Появление на свет второго и последующих детей вызывает гораздо меньше тревоги родителей: вокруг них родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Мать по отношению ко второму и последующим детям, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее.
  • С точки зрения Р. Ричардсона, родители, независимо от мотивации, ожидают от второго ребенка гораздо меньше, чем от старшего, поэтому он меньшего достигает. Он обычно предъявляет к жизни меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. При решении своей судьбы склоняются к художественному творчеству.
  • Исследования показывают и практика подтверждает, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок — по собственной инициативе или по настоянию родителей.
  • Смена позиций для среднего ребенка осложнена тем, что он как бы ограничен сверху первым ребенком — в семье уже есть сильный и способный. В то же время он чувствует, что не может конкурировать с малышом, так как не обладает его непосредственностью, очаровательностью. Оказавшись между этих двух позиций, средние дети чаще, чем другие, чувствуют несправедливость, считают себя обиженными, отвергнутыми. Такое внутреннее состояние вынуждает их добиваться «доказательств», что родители их любят. Они спрашивают об этом, им особенно хочется ласки, физического контакта с матерью или отцом. Это необходимо им для поддержания внутреннего равновесия, нахождения новых способов включения в жизнь семьи.
  • Как правило, им не понятно, то ли догонять старшего, то ли деградировать до младшего. Сиблинговая позиция – им чего — то не хватает.

Личностные особенности

  • Вторые и следующие дети, как правило, более уравновешенные. Имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец,но каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и свои отрицательные стороны:
    • Ребенок может стать по отношению к родителям очень покладистым, послушным, соблюдать везде порядок, оказывать родителям разные услуги, принять по отношению к младшему роль няни, проявить интерес к определенным сферам занятий или наукам и т. п.
    • Если ему это не удается, он начинает воспринимать этот мир несправедливым, что вызывает у него агрессивные мысли и действия. Для того чтобы конкурировать со старшим и младшим, он использует все возможные средства — интриги, ябедничество, средство физической борьбы. Родителям — это первый сигнал, что ребенок не находит себе места в новой структуре семьи и нуждается в помощи. Если он ее не получает, установка, что свой путь в этом мире можно пробить и удержать только локтями, закрепляется, становится его характерной чертой.
  • Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга или просто остаться в своем темпе и ритме. Поэтому имеет место быть двойственная позиция:
    • С одной стороны, благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Поэтому для среднего ребенка может быть характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. А. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.
    • А с другой стороны, у него есть свобода, но надо, чтобы кто-то мудрый научил ею воспользоваться. Средние дети не очень стремятся к достижениям, в них мало агрессии и мало хитрости, зато из них получаются хорошие переговорщики, потому что они с детства учатся мирить старшего и младшего и хорошо общаться с обоими.
  • Средние дети очень обидчивы, их легко огорчить. Особенно уязвимым средний ребенок чувствует себя тогда, когда все дети в семье одного пола. Требуется похвала его талантов и внимание. Необходима поддержка остальных детей, чтобы он тоже чувствовал себя успешным и главным.

Появление еще более младшего…

  • В больших семьях, где средних детей много, те, кто родился раньше, по своему поведению напоминает старших детей, а те, кто позже, — младших, что предположительно скажется на выборе их партнера.

Небольшой практикум: Что нового вы узнали и поняли для себя? В комментариях дополните портрет среднего ребенка исходя из собственного опыта.

В следующей статье, про особенности единственного ребенка в семье и про влияние позиции на взаимоотношения в паре.

Поделитесь с друзьями:

Опубликовать в Одноклассники

Написать ответ